Сократ
Древнегреческий философ Сократ
15 Февраля 399 г. до н.э.
В Афинах приговорен к смертной казни-самоубийству философ Сократ
В Афинах приговорен к смертной казни-самоубийству философ Сократ. На склоне лет он был обвинен в
религиозной ереси и в моральном разложении афинской молодежи. По приговору суда Сократ должен был
выпить «государственный яд» — цикуту, после принятия которой смерть наступает из-за судорог,
приводящих к удушью. Один из друзей Сократа сказал ему после вынесения приговора: «Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо».
На что Сократ ответил: «А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?»
Сайт:
www.Vokrugsveta.ru
Сократ Афоризмы, мысли, фразы
Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами
любви.
Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг - это
животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.
Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни
после смерти.
Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь
доброта превращает владения человека в достоинство.
Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о
своей земле, другой - от заботы о своем коне, так и я каждый день
наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.
Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать
совершеннее.
Часто, глядя на множество выставленных на продажу вещей, он
говорил себе:<<Как много есть на свете вещей, без которых я
могу обойтись>>.
Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним
языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
Совершенство человека - это состояние души.
Знание - это добродетель.
Существует лишь одно добро - знание. Существует лишь одно зло -
невежество.
Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество.
Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты
свободен!
Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться ее нелогично.
Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь.
Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть
что–то готов говорить и делать.
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него
овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей -
настолько они в цене.
Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ
ответил: <<Делай, что хочешь, - все равно раскаешься>>.
<<Ты умираешь безвинно>>, - говорила ему жена.
Сократ возразил: <<А ты бы хотела, чтобы заслуженно?>>.
Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти
врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
...Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей,
которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо
хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя..
Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или
лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело,
не леча душу.
Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего
тела и души.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это
- яд, тем более опасный, что он приятен.
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым,
чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитание
скрасить безобразие.
Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю,
что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждается лишь
в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не
меняет нравов: оно их подчеркивает.
Распаляется пламя ветром, а влечение - близостью.
Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более
уравновешенным.
Хороший советник лучше любого богатства.
Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и
остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.
Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.
Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям,
не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без
друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к
родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело,
получит благодарность.
Богатство и знатность не приносят никакого достоинства...
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества
- приличие, а признак щегольства - излищество.
Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из
священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более
важного, как образование самого себя и своих ближних.
Высшая мудрость - различать добро и зло.
Сайт:
www.Aphorism.ru
Аристофан (Aristophanes ок. 445—386 до н. э.) о Сократе
В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом 89 приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия. Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака»? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? или из огня, который все время движется и меняется? или из какой-то «неопределенности» ? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно. Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака». Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться. Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью 90 или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно». Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана. Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды. 91 Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянется: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «ужо разразит тебя Зевс!» — «ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!» Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.
Словари :: Энциклопедия древней литературы
На Главную страницу
|
|