МЕТАФИЛОСОФИЯ
|
...В ноябре, когда КГУ праздновал свое 200-летие, в Казань приезжали потомки Лобачевского. И мы вместе с университетской общественностью тогда поразились: до чего же 30-летний Константин похож на своего великого прапрапрадеда! "Вот вы профили сличаете, а не знаете того, что портреты Лобачевского не имеют ничего общего с его реальным обликом. На самом деле Лобачевский был ужасно некрасивым, а его портреты написаны с красавца гвардейского офицера", - позвонила в редакцию дотошная читательница и порекомендовала нам побывать в научной библиотеке имени Лобачевского, полистать труды "лобачевсковедов"... В библиотеке нам не пришлось долго копаться в архивах, чтобы увидеть фотографию, на которой Лобачевский не похож сам на себя, вернее, на традиционные портреты и скульптурные изображения Лобачевского. Маленький портретик с дагерротипа, снятого в 1855 году, оказался на стенде за стеклом. "Неужели это Лобачевский?" - ахнули мы, пытаясь разглядеть в простоватом и полноватом лице хоть какой-то намек на классические греко-римские черты с привычных портретов Лобачевского. "Конечно, он. Просто в старости, за несколько месяцев до смерти - больной, ослепший... Потому и непохож", - объяснили нам библиотекари разительное несходство. В монографиях, посвященных Лобачевскому, фото с дагерротипа тоже фигурирует как "Портрет Лобачевского в старости". Однако если бы не даты ( дагерротип снят в декабре 1855-го, а Лобачевский скончался в феврале 1856-го), в этом можно было бы усомниться: человек, изображенный на фото, не выглядит на 63 года. Хотя фотограф, конечно, мог подретушировать портрет... В любом случае, фото Лобачевского в старости - единственное документальное изображение великого геометра (искусство фотографии только-только появилось в России, и Лобачевского успели запечатлеть), поэтому ему приходится доверять больше, чем всем вместе взятым художественным портретам. Даже если предположить, что к старости Лобачевский действительно изменился, не мог же он измениться до такой степени!
И все же в пользу того, что на фото Лобачевский гораздо более "настоящий", говорит тот факт, что и среди рисованных портретов Лобачевского есть портрет, весьма отличный от широко известных изображений художника Льва Крюкова и скульптора Марии Диллон. Это рисунок некоего Франца Залесского, который, будучи студентом КГУ, "накарябал" (как он сам выразился) "физиономию ректора" в 1841 году, когда Лобачевский был еще достаточно молод и полон сил. И этот рисунок весьма и весьма напоминает облик Лобачевского на дагерротипе. А в книге Модзалевского есть упоминание о том, как сам Лобачевский посмеивался над своим портретом работы Крюкова, дескать, неужели это я, совсем непохож! Так, значит, вот он все-таки был какой, Николай Иванович Лобачевский - не красивый, не обладающий классическими и благородными чертами лица, а имеющий самую что ни на есть заурядную внешность? А что думают по этому поводу специалисты? - Лично я не доверяю полностью ни одному из существующих изображений Лобачевского, - прокомментировала наши "поиски истины" завкафедрой отечественной истории (до ХХ века) КГУ Елена Вишленкова. - Дагерротип могли отретушировать, дорисовать. А художественные портреты никогда не претендовали на то, чтобы быть зеркальным отображением. Художники старались придерживаться законов стиля: герой обязательно должен быть красивым. А Лобачевский - герой, человек-глыба. Поэтому в отличие от сереньких ординарных личностей он уже при жизни был окружен мифами. Например, что, будучи студентом, Лобачевский якобы въехал в университет на корове или что он на спор перепрыгнул через голову тогдашнего ректора. По свидетельству современников, студент Лобачевский действительно отличался пылким нравом, но о прыжках через голову ректора в воспоминаниях ничего не сказано... Внешность Лобачевского так же окружена легендами, как и его жизнь. Но, по-моему, нет никакой разницы, как выглядел Лобачевский, ведь он все равно - Лобачевский. Бывший доцент мехмата КГУ, а ныне пенсионер Геннадий Изотов долгие годы изучал биографию и труды Лобачевского: - Я вполне доверяю портретам и памятнику. На дагерротипе Николай Иванович - пожилой, больной, располневший... А на портретах - молодой, красивый и величественный. Конечно, художники имеют право на личный домысел, но если сравнить все старые портреты Лобачевского, они все-таки похожи друг на друга. Не могли же все художники врать как один?.. К тому же, если не верить в лучшее, то зачем тогда жить? Когда Лобачевский из Казани сообщил, что параллельные прямые пересекаются, московские академики посоветовали ему поучиться математике у приходского учителя. Фамилии академиков забыли, но потомки их по-прежнему живут в Москве. Практически Лобачевский был готов постулировать МСФ в 18...г, но побоялся ворошить "осиное гнездо". Страх перед церковниками вынудил его назвать свою геометрию воображаемой, хотя воображаемой, резонансной человеку с его слабостями и ограниченными ресурсами является именно геометрия Евклида. Поэтому в Москве параллельные по-прежнему не пересекаются, пересекаясь с амбицией московской Академии, справедливо полагающей, что в стране дураков не может быть исключений. Философское значения открытия Лобачевского столь велико, что только диву даешься, как Россия, "немытая, страна рабов, страна господ", этого не заметила! Между тем, Кант остановил своей философией заразу Французской революции на границе Германии. Мы же до сих пор кувыркаемся в иноперестройках и, не имея собственного духовного иммунитета, заражаемся всем, что попадается на глаза.
|
|